Мода и штиль // "Мои любимые игрушки" и "Нижняя граница будущего" в центре дизайна ArtPlay
Мастерская ДЭЗ N5 подготовила выставку "Нижняя граница будущего" как ответ школьников студентам, показывающим свои работы в основной программе биеннале "Стой! Кто идет?". А кураторы Сергей Курков и Дарья Камышникова сделали "Мои любимые игрушки" на тему борьбы с гламуром и массовой культурой. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ нашел, что выставки прекрасно сочетаются друг с другом.
В мастерскую ДЭЗ N5 продвинутые родители записывают своих детей в очередь с самого рождения — иначе туда не попасть. Под руководством архитектора Михаила Лабазова дети превращают свои рисунки в огромные скульптуры из ярких материалов вроде полиэтилена, пластмассы и разноцветного скотча. Результаты предсказуемо похожи на грандиозных баб Ники де Сен-Фаль или идолов живого классика неоэкспрессионизма Георга Базелица. И в принципе известно, чего ждать на любой выставке ДЭЗ, проходи она в клубе "Дом" или Государственном центре современного искусства. Сюрпризом каждый раз становится — тоже ожидаемая — мощь этих работ, будто созданных дикарями XXI века. Впрочем, дети и есть дикари в том смысле, что для них образы, которые они создают, должны определенным, архаическим для сегодняшнего искусства образом работать — пугать, восхищать или умилять. Дистанция между произведением и автором тут минимальна: если надо создать статую героя (а задание студийцам дали именно такое), то ребенок без малейшей иронии сделает того, в кого верит, например агента ФСБ (есть на "Нижней границе" и такое).
На этот раз взрослые кураторы придумали игру и для взрослых. Выставка снабжена цитатами из высокоинтеллектуального "Художественного журнала", органа, в который пишутся на птичьем языке "дискурса" статьи о теории искусства. Контраст между рассуждениями умников и детской непосредственностью получается веселенький. Вот Стас Шурипа пишет о молодых художниках: "На каждом шагу может ждать непредсказуемое, мимолетное, случайное; каждая легитимация эфемерна, каждая мотивация биполярна". Эта фраза вполне представима в книжке по психологии детства.
Участники выставки "Мои любимые игрушки" в героев не верят. Они находятся в подростковой стадии стеба и агрессии по отношению к распространенным, тиражным версиям героизма и пафоса. Часто художники, берущиеся за развенчание лжи и фальши рекламы, например, или общепринятых стандартов, напоминают уж слишком наивных обманутых вкладчиков: а что вы, собственно, ожидали? Но на "Игрушках" художники чаще всего имитируют механизмы и процессы массовой культуры с целью добиться карнавального перевертывания смысла на противоположный. С прямолинейностью уличных вандалов берутся за дело участники группировки "Протез" Григорий Ющенко и Александр Вилкин. Они превращают рекламные полосы глянцевых журналов и городские афиши в сборище кошмарных зомби и персонажей "Программы "Максимум"". Живописец Томаш Музиал играет в слова. В его серии "Лицом к лицу" на одном холсте оказываются олигарх Роман Абрамович и его однофамилица Марина, одна из пионеров перформанса. Надежда Анфалова находит в башнях танков "Маски войны", и действительно, некоторые из них похожи на вполне оптимистические мордочки. Лучшую работу выставки сделала Люда Картошкина (Россия-Финляндия), сделав из обеденного стола и круглого блюда "Скатерть-самобранку". Мелкая полосочка на скатерти двигается и живет: это узор из съемки конвейера на кассе супермаркета, по которому ползут продукты. На блюде тот же конвейер показан в увеличенном виде. Медленная смена лимонов помидорами, помидоров яйцами и так далее дышит уверенностью в завтрашнем дне.