Альфонс Муха - знаменитый на весь мир чешский художник, график и декоратор и, если продолжить список, - театральный оформитель, ювелирный дизайнер, иллюстратор. Его имя стало синонимом стиля "ар нуво" (утвердившимся в России под названием "модерн"). Сегодня со дня рождения Альфонса Мухи исполняется 150 лет.
Конечно, неслучайно его сегодняшняя популярность сродни популярности другого великого представителя модерна - австрийца Густава Климта, чей "Поцелуй" или "Русалки" являются излюбленными объектами дизайнеров и сюжетами для открыток, плакатов, ваз и компьютерных рабочих столов.
С Мухой все еще понятнее: если картины Климта "перекочевали" в современную жизнь с холстов, то подавляющее большинство работ Мухи - с рекламных афиш, коробочек из-под конфет и мыла, парикмахерских вывесок и рекламных афиш.
Для среднестатистического ценителя искусств Альфонс Муха - это прежде всего стилизованные плакаты, изогнутые линии, изящные барышни в обрамлении завитков волос и цветов, кажущаяся простота рисунка, совмещенная с причудливым узором фона, словно отсылающем к Византии и Востоку.
Правда, не стоит забывать о том, что все перечисленное - лишь часть наследия Мухи, ведь являясь декоратором, он был и художником в полном смысле этого слова, помимо работ в "оформительской" сфере создавшим немало картин, в каком-то смысле являющихся противовесом "антиисторичной" эстетике его афиш - например, "Апофеоз истории славянства", "Праздник Свентовита", "Славяне на исконной родине", "После Грюнвальдской битвы" - всего двадцать картин Славянской эпопеи", которую сам Муха считал главным делом своей жизни и работу над которой он вел, уже будучи зрелым, прославленным художником.
Альфонс Мария Муха родился в 1860-м году в небольшом чешском городе Иванчица в Южной Моравии, неподалеку от Брно. Его отец, портной из рода виноградарей, дважды стал вдовцом и остался с шестью детьми на руках, но каждому из них сумел дать образование. Своего единственного сына ,после того как тот окончил гимназию, Муха-старший попытался определить в пражскую Академию художеств, ведь тот занимался живописью с детства. Некоторые из самых ранних работ Мухи, например, пастель "Жанна д`Арк" и акварель с изображением колокольни в Иванчице, сохранились до сих пор.
Но вердикт комиссии был суров - "абсолютное отсутствие таланта". Так что какое-то время Мухе пришлось оставаться в родном городе, работая писарем в суде и участвуя в местном любительском театре. Начав как актер, он со временем стал заниматься оформлением декораций, пригласительных билетов и афиш - в общем, тем, благодаря чему стал так популярен спустя много лет.
Что касается образования, то его Муха получал сначала в Мюнхене, а затем - в Париже, без преувеличения своем главном городе, где на французский манер художника называли "Муша" - с ударением на последнем слоге, и где украшения и мебель, выполненные по его эскизам, стали спустя годы предметом гордости и показателем хорошего вкуса.
Но до этого у Мухи были еще долгие годы - творчества, выработки собственного стиля, болезни, скитаний и денежных проблем. Чем только ни приходилось заниматься Альфонсу: например, в Вене, куда он уехал из родного дома в возрасте девятнадцати лет, он расписывал потолки и стены в богатых домах, работал маляром и рисовал портреты на улицах города. В Париже, куда переселился в 1887-м после двух лет жизни в Мюнхене, вскоре оставшись без средств к существованию и вынужденно бросив серьезные занятия живописью, зарабатывал рекламными плакатами, иллюстрациями для меню, календарей и визиток и частными уроками рисования.
Но, как бы то ни было, вся его отчасти вынужденная, но выполняемая с неизменным изяществом и вкусом "декораторская" работа, находящаяся на стыке искусства и повседневности, помогла ему найти и определить свой стиль и "набить руку". Более того, эти работы сами стали неотъемлемой частью творческого наследия художника, и никакого пренебрежения в ее отношении сам Муха не испытывал.
Это станет очевидным чуть позже, в 1895 году, когда Муха станет участником знаменитого "Салона ста", к которому принадлежали художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и одной из главных идей которого была "демократизация" искусства, его приближение к повседневной жизни. Так что и в свой самый успешный период, началом которого можно считить 1893 год, Муха продолжал уделять немалое внимание "маленьким" формам, доступным вниманию не только привилигированных слоев общества.
Итак, настоящая удача, а вместе с ней деньги, слава и новые заказчики, пришли в 1893-м году - в лице владельца типографии, которому срочно нужен был исполнитель театральной афиши для нового спектакля знаменитой Сары Бернар "Жисмонда". "Страшное время трудностей лишений", как определил его Муха, закончилось. Муха взялся за этот заказ, и его работа - выполненный в теплых тонах портрет актрисы в полный рост на узком и длинном плакате, словно добавляющем фигуре актрисы грации и изящества - так понравился Бернар, что та решила сделать его главным декоратором театра.
Так началось шестилетнее сотрудничество Мухи и театра "Ренессанс", за время которого художник создал не только множество афиш, но и театральных декораций, костюмов и даже ювелирных украшений. Сара Бернар на его афишах к спектаклям - "Дама с камелиями", "Медея", "Самаритянка", "Лорензачио" - красавица с нежным оттенком кожи, грациозная, томная, прекрасная, словно богиня, парящая в мягком золотистом свете.
"Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу. Сжимаю обе Ваши руки в своих, мой дорогой Муха", - так писала Мухе сама Бернар в 1897 году.
Таковы и его образы, создаваемые для многочисленных панно, афиш и реклам - "Les Femmes Muchas" - такое название получили созданные Мухой красавицы. Среди самых знаменитых работ, сотканных из гибких, пластичных линий и пропитанных символизмом, - "Цветы", "Сезоны", "Искусство", "Время суток", "Драгоценные камни", "Луна и звёзды", прекрасные героини которых продолжают жить и сегодня - не только в музеях, работах по искусствоведению и художественных журналах, но и, как будто встроившись в современные ритмы и настроения, нашей повседневности.