Стоянию грозит застой // "АрхСтояние-2010" в деревне Никола-Ленивец
В деревне Никола-Ленивец проходит ежегодный (с 2006 года) фестиваль "АрхСтояние". Куратором экспозиции на трех гектарах земли в Калужской области при поддержке Solo Office Interiors и Bars выступил известный художник Олег Кулик с проектом "Девять ключей лабиринта. Лесная литургия". Прививка мистической ветви к стволу современного искусства не показалась ВАЛЕНТИНУ ДЬЯКОНОВУ жизнеспособной.
На этот раз "АрхСтояние" стало намного более коммерческим и, что парадоксально, менее зрелищным. Впервые за попадание на территорию фестиваля организаторы берут "взнос" (эвфемизм платы за вход, видимо придуманный за отсутствием четкой схемы получения доходов) в 300руб. (льготный взнос — 150руб.). Куратор предыдущих версий "АрхСтояния" и автор названия Александр Панов, как и создатель бренда "Никола-Ленивец" Николай Полисский, оказались на вторых ролях. Зато "АрхСтояние" превратилось в настоящий опен-эйр, с публикой в палатках, массовыми возлияниями и купаниями в речке Угре. Фестивальной атмосфере способствовала и 40-градусная жара, заставившая гостей раздеться до плавок и купальников.
В отличие от посетителей искусство выглядит весьма скромно. Господин Кулик в последнее время выступает в роли пророка, призывающего коллег по цеху к смирению и отказу от "самости". Свой статус пророка он с виртуозностью шоумена поддерживает на фестивале тем, что живет, аки Симеон Столпник, в большом скворечнике на высоте нескольких метров от земли. "Лесная литургия" стала очередной попыткой слить индивидуальные идеи отечественных художников в общее христианско-буддийское русло. В предыдущей версии "литургии", показанной в ЦУМе на Третьей Московской биеннале современного искусства в сентябре прошлого года (см. "Ъ" от 28 сентября), Кулик превратил акции и перформансы нескольких поколений российских художников в театр теней и соорудил из видеопроекций этого театра громоздкий и невнятный лабиринт. На "АрхСтоянии" Кулик достиг цели и смирил художников до полного растворения в живописном ландшафте Никола-Ленивца.
Основным мотивом большинства работ стала спираль. Тут надо вспомнить, что самое известное использование этой фигуры в искусстве случилось почти сорок лет назад, когда американец Роберт Смитсон возвел на озере в штате Юта "Спиральную пристань" из песка и камня. Эта работа считается главным произведением ленд-арта, она попала во все учебники, и за ее сохранностью следит правительство США. Но эти открытия давно минувших дней у нас подают как поиск пути к просветлению на фоне мирового кризиса. На "АрхСтоянии" художники использовали спираль в ритуальных целях, как Игорь Иогансон и Мария Перчихина в работе "Вавилонская яма", делали из нее лабиринты, как Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, и абстрактные композиции, как Вячеслав Колейчук. Другие геометрические фигуры с сакральным оттенком — круг, квадрат — не менее популярны. Смирившийся до полного исчезновения авторской воли Василий Щетинин, один из основателей "АрхСтояния", высадил на огромном поле круг из желтых люцерн. Классик концептуализма Андрей Монастырский выложил круглое полотнище с цифрой "11".
Удручает не то, что нынешнее "АрхСтояние" как будто бы срисовано с хрестоматии по западному искусству 1970-х. Публике все равно, поскольку для многих эта встреча с современным искусством явно стала первой. Но художественные объекты "Лесной литургии" не выдерживают сравнения и с тем, что делали здесь раньше архитекторы. В отличие от художников они понимают, что объект на природе должен собирать пространство, организовать его так, чтобы мы посмотрели на живописный пейзаж по-другому. "АрхСтояние" было современным экспериментом в садово-парковом искусстве. И лучшие постройки прошлых лет собираются в единый продуманный ансамбль с историческими связями и играми с пространством. Например, "Ротонда" Александра Бродского (2009) возвышается в поле гречихи и вырастает из земли что Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Созданный в том же году "Позолоченный телец" Василия Щетинина, похожий на взбесившуюся деревенскую избу, взрывает плавные линии холмов и лесов разнонаправленными диагоналями. Из произведений 2010-го только одно, правда эфемерное, строение выглядит уместно в сложившейся структуре "АрхСтояния" — "Водяной" архитекторов Юрия Григоряна и Александры Павловой из бюро "Меганом". Посредине маленького пруда установлена квадратная площадка, по периметру которой стоят ряды фонтанчиков. Зайдя на площадку по мосткам, зритель оказывается окружен мощными потоками воды, образующими навес из струй. Работа "Меганома" кажется минималистической версией представлений на воде, любимых владельцами усадеб прошлых столетий, и идеально вписывается в ансамбль "АрхСтояния". А для других вещей больше подошло бы регулярное пространство европейского парка: на фоне равнины, четких границ и ухоженных дорожек формализм "АрхСтояния" образца 2010 года смотрелся бы прекрасно. Таким объектам нужна четкая и красивая рама, чтобы не казаться вариацией на тему покосившегося забора, свидетельством очередной победы природы над культурой. Но если господину Кулику нужно было доказать, что художник лишь игрушка в руках высших сил, то это ему блестяще удалось.