Екатеринбург взял подвальную высоту // "Черты / Очертания пределов" на главной площадке "Винзавода"
В Большом винохранилище на "Винзаводе" в рамках Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" открылась выставка "Черты/ Очертания пределов" екатеринбургского куратора Арсения Сергеева. Инсталляции и перформансы художников из Екатеринбурга — лучшее, что видела АННА ТОЛСТОВА на молодежной биеннале.
В одном углу катакомб Большого винохранилища раздавали камешки — их грела в руках Анастасия Лебедева и дарила посетителям вместе с собственным теплом (перформанс "Теплообмен"). В другом углу раздавали пощечины, и не фигуральные, общественному вкусу, а самые настоящие — Дарья Захарова награждала ими всех, кто решался переступить нарисованную перед ней на полу черту (перформанс "Пощечина"). В перформансе "Стой! Личная зона" она же давала каждому прочувствовать, что такое интимная дистанция: напялив на себя коконы из тряпичных сосисок, подопытные могли отделиться от остального человечества на расстояние вытянутой руки. И все же экстравертов в Екатеринбурге больше, чем интровертов. Катерина Хамудисова предлагала зайти в абсолютно темную комнату и послушать биение ее сердца. Ziggi и Канифольщик (Елена Евстигнеева и Алексей Пономарчук) с двух сторон покрывали стену клинописью вроде бы сугубо личных оскорблений, читавшихся как самые общие взаимные претензии обоих полов. А последователи Марины Абрамович и Улая Yozhi Yazooma & Freyaa, войдя в образы новоявленных Ромео и Джульетты, бежали навстречу друг другу, беспрестанно отбрасываемые назад резиновыми тросами. Откровенность вплоть до полного обнажения — как в перформансе "Предельное натяжение" Екатерины Казачинской, которая, перемещаясь в рощице из стволов сухих деревьев, оставляла на них белую ленту, обматывавшую ее тело.
Формально каждая работа, взятая куратором Арсением Сергеевым на выставку, соответствует генеральной линии молодежной биеннале, в этом году занявшейся исследованием понятия "границ", однако здесь нет ни одного вымученного сочинения на заданную тему. По большому счету единственная граница, нарушаемая всеми без исключения екатеринбургскими художниками, это барьер между искусством и зрителем, которого настойчиво вовлекают в пространство художественного соучастия. Пробираясь по минному полю с огромными красными "Бомбами-неваляшками" Евгении Михеевой и Ольги Комовой, обязательно заденешь какой-нибудь из объектов, и раздастся звон. Идя путем осужденного на смерть по "Черному-черному коридору" Натальи Фатих и Ольги Зовской, наступаешь на датчики, и узкий проход внезапно пронзают красные лучики лазерных прицелов, складывающиеся в неведомые знаки.
Главные звезды екатеринбургской арт-сцены — сайнс-артисты из группы "Куда бегут собаки", тоже виртуозы по части интерактивности. В их высокотехнологичной инсталляции "Поля2/ Кум/ Карагез/ Солярис" все, кто приближается к чаше с магнитной жидкостью, каким-то таинственным образом поляризуют ее содержимое, так что черная субстанция начинает двигаться, приобретает форму зрачка и как будто таращится на окружающих. И зритель, как в кошмарном сне, оказывается перед лицом не то искусства, не то самой неодушевленной материи, с интересом воззрившейся на него. Впрочем, чудеса зрения можно продемонстрировать и без особых технических ухищрений, что сделал в серии фотографий "Края" Илья Макеранец: на первый взгляд они кажутся фотомонтажами, где глянцевый рекламный мир сшит с грубой подзаборной реальностью, но затем понимаешь, что это прямая документальная фотография — так схвачен момент и выбран ракурс.
"Стой! Кто идет?" проводится всего во второй раз, но на биеннале, похоже, уже сложилась традиция: показывать лучший проект в подвалах Большого винохранилища на "Винзаводе". В прошлый раз это были "Яблоки падают одновременно в разных садах", сейчас — "Черты/ Очертания пределов". Осенью в Екатеринбурге впервые пройдет Уральская индустриальная биеннале современного искусства: делать международную биеннале на пустом месте, в отсутствие локальной художественной среды — пустая затея. "Черты" показывают, что среда в Екатеринбурге есть, разнообразная и позитивно заряженная, как прозревшая жидкость в работе группы "Куда бегут собаки".