ИТОГ: КОЛЛАЖ, МЫСЛИ И ГЕТЕ
Выставка "Summa Summarum" (в переводе с латыни — "итог", "общая сумма") в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) посвящена коллажу как технике и "коллажному мышлению" как свойству современного человека. "Summa Summarum" подготовлена при помощи Гете-института.
Тему коллажа в искусстве несколько лет назад с размахом раскрывал Государственный Русский музей, но ГЦСИ пошел иным путем: на "Summa Summarum" речь идет уже о типе мышления современного человека, которое обычно зовут "клиповым". В масштабном проекте куратора Виталия Пацюкова чувствуется ум энциклопедиста и здоровая жадность коллекционера, сгорающего от желания "раскрыть тему" с максимально возможной полнотой.
Довольно просторный зал ГЦСИ кажется маленьким, потому что на его стенах практически не осталось живого места. Тесными рядами сомкнулись здесь коллажи "будетлянина" Алексея Крученых, нонконформиста Вагрича Бахчаняна, коммерчески успешных американцев Тони Мателли и Вика Мюниса. Поражает количество видеопроекций и мониторов, превращающих "Summa Summarum" в сплошную движущуюся картинку. Режиссер Павел Лабазов сделал нарезку из пионеров и знаменитостей видеоарта, от Дзиги Вертова до Билла Виолы. Помимо этого нам показывают фильм Кирилла Серебренникова "Изображая жертву", ремикс классической комедии Григория Александрова "Волга-Волга", где вместо Любови Орловой гримасничает художник Владислав Мамышев-Монро, и многое-многое другое. В каждом из этих произведений что-то с чем-то склеено: куски афиш с вырезками из газет, живописная основа с реальными игральными картами, старые фильмы с современными актерами, скотч с вентилятором, мрамор — с ржавым железом. Безостановочная круговерть фактур и цитат топит в себе частности и индивидуальные манеры, увлекает до головокружения.
От искусственно вызванной эпилепсии может спасти только выход на "Площадь", инсталляцию музыканта Владимира Тарасова. Раскинувшись в центре зала, дешевая тротуарная плитка с россыпью гильз, образующих слово "Новочеркасск", дарит зрителю необходимую паузу для размышлений. "Площадь" посвящена расстрелу демонстрации рабочих в Новочеркасске 1962 года, и на "Summa Summarum" она выглядит, как кладбище посреди шумной улицы.
Формула четкой, академичной выставки в России до сих пор не открыта, и глупо обвинять "Summa Summarum" в очередной попытке обнять необъятное. Тем более что речь идет о мышлении — ну, а кто знает, что это такое? Скорее уж следует объявить удачей куратора то, что в выставке о "коллажном мышлении" он сам его с блеском продемонстрировал.
Валентин Дьяконов (опубликовано в Ъ)