В Италии разгорается скандал вокруг прав собственности на статую Давида Микеланджело: власти Италии уверены, что она принадлежит всей стране, флорентийцы же не желают расставаться с прославленным произведением искусства.
Юристы, уполномоченные правительством Сильвио Берлускони, порылись в пыльных архивах и обнаружили документы, свидетельствующие в пользу той версии, что знаменитая статуя Давида принадлежит итальянскому государству. По этому поводу они подготовили девятистраничный документ, в котором утверждается, что наследником средневековой Флорентийской республики является не современный город Флоренция, а вся Италия.
Власти Флоренции, естественно, возмутились и провели собственное расследование.
По словам мэра Флоренции Маттео Ренци, после объединения Италии и провозглашения Рима столицей страны был издан специальный декрет 1870-1, согласно которому всё, что находится на палаццо Веккьо, является собственностью именно Флоренции. Его оппоненты, правда, уверены в обратном: несмотря на то, что уже в 1870 году огромная символическая ценность Давида была несомненной, он не упоминается отдельной строкой в декрете. Кроме того, когда в 1873 году статую переместили в Академию изящных искусств, тогдашний мэр города не погнушался выставить счет за работу именно итальянскому правительству. По мнению юристов, всё вместе доказывает их правоту – и, соответственно, принадлежность Давида Италии.
Оправдываться за предшественников мэр Флоренции не стал. Вместо этого он сказал, что юристам просто «нечем заняться в августе, вот они и пытаются отнять статую». Ну а под конец он заявил: «Со всем уважением к римским юристам, документы о том, что статуя принадлежит Флоренции, неопровержимы. Флоренция законно владеет Давидом».
С учетом того, что авторское право даже на более близкие к настоящему времени произведения искусства подчас способно свести с ума неподготовленного человека, принадлежность созданного в начале XVI века, во время Второй Флорентийской республики, изображения ветхозаветного Давида, готовящегося к битве с Голиафом, вполне в состоянии вызвать многолетнюю судебную баталию с привлечением компетентных экспертов, которые будут выступать как на стороне Рима, так и на стороне Флоренции.
Ситуация усложняется крайне противоречивой итальянской историей.
Когда молодой и амбиционный 26-летний Микеланджело Буонарроти вызвался закончить работу великого Донателло и в 1504 году представил жителям Флорентийской республики своего Давида, мало кто мог предполагать, что спустя всего 30 лет республика превратится в наследственную монархию, а еще через 40 лет войдет в великое герцогство Тосканское. Оно просуществовало три века и в 1870 году стало одной из частей новой страны – Италии. Всё это время Давид находился во Флоренции, перемещаясь с одного места на другое, и ко дню сегодняшнему нашел наконец постоянное пристанище в академии. Авторы идеи перенести его в Рим отнюдь не стремятся умалить достоинство флорентинцев, отобрав у них любимую городскую «прелесть». В основе, судя по некоторым данным, лежат исключительно финансовые соображения.
Сегодня посещение Давида идет особым пунктом в числе туристических достопримечательностей Флоренции. Продажа билетов желающим взглянуть на произведение великого скульптора приносит в год примерно €8 млн, притом, что остальные музеи города, включая Галерею Уфицци, дают доход в общей сложности €30 млн.
Передача столь ценного экспоната в Рим сразу же сократит доходы бюджета Флоренции.
В дополнение к этим меркантильным соображениям занимающий должность мэра Маттео Ренци является восходящей звездой итальянской политики и обязан делать громкие заявления, чтобы успешно продолжать свою карьеру. Он, собственно, не в первый раз использует культурные достопримечательности города для того, чтобы выступить против «руки Рима». В начале этого месяца он объявил, что за очистку памятников старины от надписей, сделанных туристами, должно платить государство, а не город, поскольку свою долю в виде налогов правительство получает, но ничего для Флоренции делать не спешит: например, провалило попытку создания специального фонда помощи флорентийским древностям.
Любопытно, что похожая история уже мелькала в прессе на прошлой неделе, но связана она со «Славянской эпопеей» художника Альфонса Мухи. Часть собрания хранится в частном замке, в 200 километрах от Праги, и глава той области запретил передавать коллекцию в галерею Мухи, которую наследники художника и правительство Чехии планируют построить. Аргументы очень похожи на доводы флорентийского мэра: «У нас есть неоспоримое моральное право показывать эту коллекцию у себя».