СЕЙЧАС ОТКРЫВАЮТСЯ ХОДЫ В ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ...
В ЦДХ открывается большой проект под весьма претенциозным названием «Фестиваль новой культуры». Он покажет не только ближайшие перспективы искусства, но и неожиданные возможности самого Центрального дома художника, который обещает преобразиться до неузнаваемости и даже превратиться в площадку для круглосуточного рейва.
Фото: Clea. Автор: Дарья Марчик
Главную цель организаторы нового фестиваля видят в том, чтобы обозначить основные тренды развития культуры. Слово «культура» в данном случае рекомендуется понимать в самом широком смысле: как любую осознанную жизнедеятельность человека. Затронуты разные ее аспекты: от театра и кино до стрит-арта и блогов. А в будущем, поскольку фестиваль планируется сделать ежегодным, добавятся еще, скажем, спорт и еда. Смешение видов, жанров, размывание границ и техник мы заметим в каждом разделе, будь то музыка, поэзия или мода.
Другая важная особенность культуры первого десятилетия XXI века, по мнению организаторов фестиваля, в стремительном развитии технологий. Каким образом техника влияет на форму и, что самое интересно, на содержание творчества? Все это мы должны понять, посетив многочисленные лекции, семинары, дискуссии, выставки, перформансы, показы. И выводы могут быть самые парадоксальные.
К истокам
Например, оказалось, что будущее театра не зависит от технологии никак. Напротив, исходя из выбора кураторов этого раздела, становится понятно, что театр идет к истокам. Например, вербатим не назовешь новостью, поскольку документальный театр был придуман англичанами еще в 80−х годах прошлого века. Но, без сомнения, на сегодня это одно из самых интересных явлений русского театра (да и кино). Мастер-класс под названием «Как делать вербатим» будут вести драматурги и актеры «Театра.doc» Александр Родионов, Михаил Дурненков, Максим Курочкин, Лера Суркова и Алексей Юдников.
Еще один театральный проект, напротив, совсем не вербальный спектакль, а перформанс «Антидот» московско-челябинского театра Liquid Theater. Зато тоже про жизнь. В танцевальной форме он осмысливает тему «офисного планктона». Но в будущее войдет, скорее всего, не из-за «планктона», а потому, что может жить в любом пространстве, будь то офис, или парк, или подвал ЦДХ.
Заработай камерой
Что касается современного кино, то здесь было обнаружено самое что ни на есть стремительное влияние технологии на содержание. Развитие цифровой техники сделало процесс кинопроизводства столь доступным, что на наших глазах происходит революция авторского высказывания. Герой становится сочинителем, зритель — творцом, границы реального и игрового кинематографа размываются.
Доказывать это призван проект двух самых радикальных документалистов нашего времени — Александра Расторгуева и Павла Костомарова под псевдостаромодным названием «Я тебя люблю». Из полутора тысяч человек они выбрали самых искренних и живых, дали им камеры и довольно провокационные задания, типа «ты должен снять шепот своей девочки» или «заработай камерой».
Отснятый материал становится отправной точкой для следующей истории, для другого задания. На фестивале зрители смогут не только увидеть небольшой смонтированный отрывок из этого уже нашумевшего в узких кругах произведения, но и незаметно для самого себя стать его героем. Это тоже, как ни крути, примета нового времени. «Из этой какофонии, возможно, произойдет большой взрыв, который повлияет на будущее всего кинематографа, — рассуждает куратор отдела киновед Константин Шаловский, — а может, и не повлияет. В любом случае это совершенно уникальный метод и территория чистого эксперимента».
В разделе «Мода» тоже нашлось место технологии и эксперименту. За все это будет отвечать Хуссейн Чалаян, дизайнер, придумавший платья-самолеты, одежду на дистанционном управлении и мебель, которую в экстренном случае удобно надеть на себя и быстро выйти из дома. Самые интересные его коллекции будут показаны в видеозаписи и подробно разобраны в лекции британского журналиста, теоретика моды Брэдли Куинна.
Поэзия рейва
С последствиями влияния технологии на литературу каждый из нас сталкивается ежедневно в интернете. Без блогеров, конечно, «Новая культура» не обойдется, и самые активные из них приедут представлять свои творения. Но это далеко не все. На фестивале, например, будет представлена чудо-машина под названием Print on Demand, с помощью которой можно довольно быстро и недорого размножить любую книгу, что тут же и будет продемонстрировано куратором отдела, директором книжного магазина «Фаланстер» Борисом Куприяновым.
Также на фестивале можно будет пройтись по виртуальным улицам, виртуально разрисованным граффитчиками, посетить виртуальный музей, послушать видеопоэзию, посетить концептуальный туалет и прочитать записки мертвого рекламиста.
Но настоящей зоной эксперимента и культурного авангарда следует признать все же проект под названием «Поколение Z», рассказывающий о ренессансе 1910−30−х годов, когда в нашей стране действительно создавалась «новая культура». Выставка, посвященная безумным изобретениям и не менее безумным судьбам пионеров советской электроники — великого Льва Термена, Арсения Авраамова, автора «Гудковой симфонии» и т. д., будет проходить в самом невероятном месте — подвале ЦДХ. По ночам это пространство, столько лет скрытое от широкой публики, названное для звучности «Вентиляционной камерой», будет превращаться в площадку для рейва. Syntek Lab — фестиваль в фестивале — соберет, как обещают, не последних диджеев и саундпродюсеров из России, Канады, Японии, Германии, США, Великобритании и Мексики. Они будут развлекать публику, пришедшую за «новой культурой», до утра. Кстати, говорят, что именно здесь, в киноконцертном зале ЦДХ, еще в середине 90−х состоялись первые в стране концерты электронной музыки. Так что, как ни крути, всякая «новая культура» когда-то где-то уже случалась.
Продажа билетов в кассах ЦДХ 22 и 24 января с 11:00 до 04:00 часов, 23 января с 11:00 до 01:00. Стоимость билета с 11:00 до 19:00 -150 руб., после 19:00 - 300 руб.