«Арт-Москва» открылась, как в первый раз
Современное искусство от подвала до чердака заполнило Центральный дом художника. Приобрести фотографию за 50 тысяч евро или стать Дюймовочкой предлагает 14−я международная художественная ярмарка
Что случилось с Арт-Москвой?
Дмитрий Шорин. Автопортрет. Дима и
Арт-подошва
Ярмарка собрала на этот раз такое же число галерей-участниц, как и в первый год своего существования — их было 36 в 1996−м, но энтузиазма теперь поменьше. Точности ради нужно заметить, что прирост числа галерей по отношению к 1996 году все же есть – формально сейчас их 37. Однако 37−ю, а именно гаванскую Acacia Gallery, в расчет брать не приходится – ее стенд пустует, поскольку российская таможня притормозила кубинские вещи. На прошлогодней «Арт-Москве» ситуация, правда, была более печальная — таможня умудрилась придержать экспонаты восьми иностранных галерей, и потому их стенды радовали лишь ксероксными репродукциями.
В целом же список участников ярмарки сжался, как шагреневая кожа. Надо отдать должное организаторам — набравшись мужества, они сделали диаграмму-«горку», пик которой приходится на 2007 год с 73 стендами, а подошва — на прошлый и нынешний годы — 40 и 37, соответственно. Такая же диаграмма имеется и по статистике продаж. Но тут, видно, отвага оставила экспертный совет ярмарки: сведения даны лишь до 2007 года, «докризисного», с тогдашним топовым общим итогом в 9, 3 млн долларов. Дальше – тишина.
На общем нерадостном фоне некоторые надежды связаны со средствами электронной коммуникации: тему «Медиализация» будут обсуждать на «круглых столах». Но главная надежда — на приезд групп зарубежных коллекционеров contemporary art, для которых предусмотрены специальные экскурсии.
Работа под прикрытием
Как и в прошлом году, «Арт-Москва» выступила под прикрытием. Тогда ее специально перенесли с мая на сентябрь, к началу Московской биеннале современного искусства. Теперь ярмарка открылась под «навесом» выставки номинантов «Премии Кандинского», расположившейся на верхнем, третьем этаже ЦДХ. Так что иной раз трудно понять, что влечет в ненастный день любителей искусства в здание на Крымской набережной: арт-товар на втором этаже или опусы претендентов на лидерство в арт-процессе на третьем. Впрочем, межэтажные перекрытия для иных художников не помеха. К примеру, принты группы АЕС+Ф, живопись Натальи Турновой, коллажи «Синих носов» можно встретить и тут, и там. «Тут» — это в галереях «Триумф», «Крокин» и М&Ю Гельман.
В итоге сейчас вся бетонная коробка ЦДХ начинена современным искусством, причем от верхнего этажа до подвала, в котором с помощью новейших средств демонстрируется история коллекции и периодические экспозиции Museum Folkwang из Эссена. Впрочем, инновационный показ картинок с выставок мало чем отличается от привычного слайд-шоу.
Символом нынешней ярмарки, проходящей под девизом «Медиализация», стал огромный матерчатый «Колокольчик» Елизаветы Березовской, войдя в который, зритель может ощутить себя Дюймовочкой, засыпающей под мерные компьютерные перезвоны. В таком же полусонном состоянии можно продолжать обход и многих стендов ярмарки. Что-то из представленного на них уже показывалось в галереях, а что-то в качестве приманки отсылает к ныне работающим экспозициям. «Арт-Москва» в этом году завела себе параллельную программу, в которую втянула почти все действующие в столице выставки современного искусства – от «винзаводовских» до «краснооктябрьских», от центральной галереи Гари Татинцяна до периферийного «Ковчега». Видимо, в период кризиса «Арт-Москва» решила, что формат своеобразной биеннале ей к лицу.
В ассортименте
В не слишком благоприятный для арт-рынка период фотография и фотопринты — один из самых ходовых товаров. Диапазон цен и художественного качества самый широкий: от огромных панорамных фото Ральфа Касперса (мастера той же дюссельдорфской школы, что и Андреас Гурски), предлагаемого во «Frolov-gallery» за 40−50 тыс. евро, до китчевых фотолитографий Терри Роджерса, которыми торгует швейцарская галерея Nikola von Senger по 5–10 тыс. евро. Есть и снимки знаменитого Картье-Брессона за 24−25 тыс. евро. Правда, на вопрос о том, насколько они винтажны, в немецкой галерее GAM ответа не дают. И как всегда самый широкий выбор на стендах профильных фотогалерей – Photographer.ru и «Глаз».
Кажется, ни один из выпусков «Арт-Москвы» не обходится без курьезов. Так и в этот раз темой для пересудов стал опус знаменитых братьев Чепменов, который демонстрируется на стенде «Триумфа». Говорят, что братья-провокаторы купили на каком-то аукционе картину самого Питера Брейгеля с изображением какой-то адской сцены и потом дорисовали ее. По слухам, приобрели за 750 тыс. евро. Верится с трудом, поскольку написано на холсте, а не на деревянной доске, как должно было быть, да и холст висит на подрамнике, на петлях от висячего замка. Впрочем, слухи можно отнести к заявленной «медиальности».
Михаил Боде (опубликовано на Infox.ru)