Галерист Марат Гельман в знак поддержки Самодурова и Ерофеева проведет выставку «Запретное искусство», за которую судят его коллег
На днях прокуратура потребовала в суде трех лет колонии для организаторов выставки «Запретное искусство 2006» Андрея Ерофеева и Виктора Самодурова. Я принял решение: в«Галерее Гельмана» я сделаю точно такую же выставку. Более того, к тем экспонатам, что были на выставке Самодурова-Ерофеева, добавятся еще и другие запрещенные работы. Например, работы «Синих носов» с изображением Путина, которые в свое время российская таможня не выпустила из России на выставку в Германию. Захотят разгромить – пожалуйста, мы будем к этому готовы. Подадут в суд? Давайте, мало не покажется.
Я уверен, что не только требование сурового приговора, но и само возбуждение уголовного дела против организаторов художественной выставки – это нонсенс. Давайте тогда, что ли, уже вводить вообще запрет на профессию? Никакого оскорбления религиозных чувств не было, выставка была вообще о другом, это был, по сути, исследовательский проект, здесь изучали феномен новой цензуры, новых запретов. Кроме того, там были предупреждения на входе, все работы были за ширмами, на ширмах надписи, – все правила были соблюдены.
Одно дело, художникам предъявляют какие-то претензии, – это нормальное дело. Когда на нас, например, подают в суд – я радуюсь, потому что это, на самом деле, одна из форм диалога. Подают в суд – значит не громят. Таких процессов очень много, вот только что подали в суд на Елену Хейдиз за то же самое примерно. Поэтому первое время к претензиям в адрес Самодурова и Ерофеева относились спокойно. Но совсем другое, когда после этого против художников возбуждают уголовные дела.
Я был на суде и мне не показалось, что раскручивание этого дела, – его личная инициатива. Я не знаю, кто именно там стоит за всем этим, но кем бы он ни был, он совершает страшную, пещерную глупость, он просто не осознал еще, какая будет реакция. А она будет очень жесткой со стороны всего культурного сообщества как в России, так и за рубежом. На следующее Биеннале в Россию просто никто не приедет. Международная художественная жизнь Москвы прекратится. Никто просто не захочет к нам приезжать.
Кто-то может видеть за этим эпизодом проявление какой-то тенденции в отношениях власти и деятелей искусства. Но на мой взгляд, наоборот, этот случай выпадает из общего контекста, власть относительно терпима сейчас в сфере искусства, и это лишь подчеркивает дикость данного судебного процесса. И реагировать на это надо максимально жестко.
Роман Доброхотов (опубликовано на slon.ru)