Джоконду с усами признали иконой поп-арта XX века
Одно из самых знаменитых полотен мирового искусства, "Мона Лиза" (Джоконда) Леонардо да Винчи, с подрисованными усами и бородкой признано иконой поп-арта и продано на аукционе "Кристис" в Нью-Йорке почти за полмиллиона долларов, впятеро дороже ожиданий устроителей аукциона.
Усы и козлиную бородку на самой обычной типографской бумажной копии хрестоматийного шедевра набросал карандашом не школьник-шалун, а французский художник Марсель Дюшамп, ниспровергатель классических канонов и один из основоположников концептуализма.
В 1964 году он изготовил 38 таких усатых Джоконд, на торги в Нью-Йорке был выставлен экземпляр номер 21. Тонкие знатоки жизни и творчества как великого Леонардо, так и эпатажного Дюшампа усмотрели в усатой Моне Лизе сенсационные по тем временам намеки фрейдистского толка. Аббревиатура, которой снабжены все 38 шедевров Дюшампа, только добавляет пикантности художественному "прочтению" классики. С годами сам художник при переводе закодированной цитаты на английский придал ей более приемлемое на публике звучание.
"Это одна из величайших икон XX столетия и шутка, конечно, тоже. Но эта шутка дала направление многим мастерам поп-арта, как Уорхол, Лихтенштейн, Принс... Все они шли за Дюшампом", - сказал РИА Новости вице-президент торгового дома Бретт Горви.
На этот же самый аукцион была выставлена еще одна Джоконда в стиле поп-арта - от Энди Уорхола, суп "кэмпбелл" и бутылка "Кока-колы" которого были проданы на этой неделе за сенсационный 24 и 35 миллионов долларов. Художник изображал то, что любил - еду и доллары.
Шедевр Леонардо поразил его в начале 60-х годов, когда картина впервые была привезена из Лувра и выставлена в Америке. Это было событие огромного резонанса - открывали выставку президент США Джон Кеннеди и первая леди Жаклин Кеннеди, которой Уорхол также посвятит не одну из своих работ. Очереди в Национальную галерею в Вашингтоне, а затем в Нью-Йоркский Метрополитен начинали выстраиваться еще до пяти часов утра. "Почему они не сделали с нее копию и не привезли ее? Никто бы даже и не заметил разницы", - заметил тогда Уорхол, который вначале для своих интерпретаций Мадонны использовал брошюры музея Метрополитен, отпечатанные к выставке.
Голубая Мона Лиза Уорхола 1978 года исполнена в четырех ликах.
"Он повторил ее изображение четыре раза, словно говоря - все в жизни повторяемо, ничто не уникально", - полагает Горви.
Знакомый всем образ мадонны у Уорхола - без усов, хотя многое у своем творчестве он "подсмотрел" у Дюшампа. Его "осмысление" Леонардо было продано на торгах за 3,6 миллиона долларов, вдвое дороже нижней планки ожиданий.
"Все три Моны Лизы стали иконами. Оригинальная Мона Лиза была стартовой точкой. Дюшамп с ее помощью переформатировал искусство всего XX века и дал направление концептуализму, и Мона Лиза Уорхола стала отображением в искусстве американского рационализма и потребительства", - сказал Горви.
"Джоконда бритая", - так упрямо при жизни называл классический образ Моны Лизы нон-конформист Марсель Дюшамп.
Опубликовано на mykulturestyle.blogspot.com