Вагончик тронется, респект останется
В ЦДХ состоялась церемония вручения наград лауреатам премии Кандинского-2010. Гран-при достался Александру Бродскому за инсталляцию «Дорога», победителем в номинации «Медиа-арт» неожиданно стал Андрей Блажнов, а молодых художников поощрили сразу втроем.
Премию Кандинского с общим призовым фондом 57 тысяч евро в этом году выдавали в четвертый раз. Хотя речь идет о внутрироссийском художественном процессе, решения традиционно принимало интернациональное жюри. Кроме местных экспертов – Ольги Свибловой, Василия Церетели, Александра Боровского, Евгения Барабанова, – в его состав входили американские кураторы Роберт Сторр и Алла Розенфельд, а также директор лондонской галереи White Cube Тим Марлоу.
Награды присуждались в номинациях «Молодой художник года» (с эквивалентом 7 тысяч евро), «Медиа-арт» (10 тысяч евро) и «Проект года» (оставшиеся 40 тысяч).
После выставки номинантов, проходившей осенью в Центральном доме художника, были сформированы шорт-листы. Из каждой из этих троек нужно было выбрать одного победителя. Вернее, все думали, что одного, но жюри решило себя рамками не стеснять. В результате в «юниорской» номинации пришлось чествовать сразу двух лауреатов – точнее говоря, даже трех, поскольку группа Recycle состоит из Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Свой триумф они разделили с Таисией Коротковой, которая выдвигалась с живописной серией «Воспроизводство». Пожалуй, победа в обоих случаях выглядела совершенно заслуженной, и некоторое недовольство аудитория выказывала лишь по поводу самого прецедента с дележом лавров. Кстати, оставшийся «за бортом» проект Татьяны Ахметгалиевой вовсе не выглядел аутсайдером, так что можно было бы из принципа и ее вызвать на сцену и вручить приз.
Если молодежный конкурс этого года получился весьма сильным, то с медиаартом ситуация как-то не задалась.
Во всяком случае, особых предварительных эмоций работы трех номинантов – Дмитрия Булныгина, Глеба Косорукова и Андрея Блажнова – у публики вроде бы не вызывали. Исходя из статуса и «прежних заслуг», награду прочили кому-то из двух первых, но в итоге она досталась менее известному Блажнову за видеоклип с рельсами, снятый на мобильник.
Железнодорожная тематика оказалась приоритетной и в случае с «Проектом года».
Лауреатом в главной номинации стал Александр Бродский, представивший стилизованный интерьер купе со световыми, звуковыми и прочими спецэффектами. Впрочем, очевидные достоинства инсталляции «Дорога» стали лишь дополнительным фактором при выборе победителя. В том, что лауреатом окажется именно Бродский, мало кто сомневался. Двое других претендентов – Наталия Турнова и Аладдин Гарунов – люди вполне авторитетные, но до популярности Александра Саввича на российской арт-сцене им все-таки еще далеко.
Бродский заявил о себе еще в 80-е годы, когда в соавторстве с Ильей Уткиным получал международные премии за «бумажную архитектуру». Ныне он является вполне действующим, не только «бумажным», архитектором и возглавляет бюро имени себя. На его счету, в частности, проект реконструкции «Винзавода» и множество реализованных построек с необычными концепциями. Однако амплуа художника за ним закрепилось даже прочнее, чем амплуа зодчего. Вернее, его работы чаще всего располагаются в «пограничной сфере» между архитектурой и современным искусством. Всякий раз они цепляют креативными решениями и особой «бродской» интонацией – слегка ностальгической, но не сентиментальной. «Дорога» не стала исключением. Пожалуй, впервые вердикт жюри премии Кандинского воспринимается с таким единодушием. Фигура Александра Бродского действительно способна примирить сторонников очень разных позиций в искусстве.
Опубликовано на http://mykulturestyle.blogspot.com