Гастрольная выставка «Шедевры ХХ века из коллекции Института современного искусства Валенсии» в ММСИ предлагает набор звучных имен и примечательных экспонатов, однако до заявленного «шедеврального» статуса дотягивает далеко не всегда. Впрочем, старорежимное слово «шедевр» вообще мало что описывает в ситуации обзорного показа произведений прошлого столетия.
Выездные выставки из государственных собраний искусства чаще всего носят не глубокомысленный, а презентационный характер. Имеются фонды, более или менее обширные, возникает повод для гастроли (в данном случае это взаимный Год культур России и Испании), вырисовывается бюджет мероприятия – и остается лишь выбрать объекты, с которыми не стыдно предстать перед заграничной публикой. Как правило, в состав подобной выставки включаются несколько безусловных хитов, а также те опусы, которые акцентируют местную специфику. Разумеется, все лучшее вывозить нельзя, иначе катастрофически обеднеет домашнее пространство, но и отделываться второстепенными работами вроде бы неприлично. В результате возникает некое компромиссное зрелище, где непременно отыскиваются достойные экспонаты, но отсутствует концептуальная стройность.
Приблизительно по такому рецепту сделана и валенсийская выставка в Москве, хотя надо отдать испанцам должное: они не стали жадничать и привезли вещи из лучших.
Другое дело, что тамошние художественные запасы начали возникать не так уж давно. Институт современного искусства Валенсии (IVAM) был основан в 1989 году. Понятно, что за два десятилетия было крайне сложно – при всем усердии – собрать коллекцию, способную соперничать с крупнейшими мировыми музеями. Прибывшая к нам подборка явственно демонстрирует, что было сделано все возможное, чтобы «выбиться в передовики». Но от объективных обстоятельств никуда не денешься: большинство признанных шедевров ХХ века давным-давно обрели постоянных владельцев, а то, что появляется на рынке, стоит безумных денег. Надо полагать, наиболее активно валенсийская коллекция пополняется за счет сегодняшних испанских авторов, а всякое приобретение экспонатов, относящихся к временам модернизма, воспринимается как большая удача и серьезное достижение.
Тем не менее такого рода удачи случались регулярно.
Само собой, среди имен преобладают испанские – и отнюдь не последние. Пабло Пикассо, Хуан Миро, Антони Тапиес, Антонио Саура принадлежат к числу тех художников, которых знают во всех концах света. Этот ряд расширен за счет авторов, чьи опусы не столь известны за пределами Иберийского полуострова, зато весьма почитаемы на родине. К примеру, самой объемной на выставке оказалась персональная секция Хуана Гонсалеса – авангардного скульптора, работавшего в 1910-е – 30-е годы. Его абстрактные изваяния из кованого железа выглядят довольно убедительно – во всяком случае, являют собой полноценные образцы тогдашней эстетики. Но испанский акцент сверхзадачей выставки все же не является. Работы тамошних художников намеренно растворены в интернациональном контексте. Подвешенный к потолку мобиль американца Александра Колдера, трафареты Анри Матисса, рисунки Пауля Клее, фотомонтаж Александра Родченко, коллаж Курта Швиттерса, шелкография Джеймса Розенквиста – из подобных экспонатов складывается атмосфера «искусства без границ».
Совершенно очевидно, что IVAM меньше всего хотел бы выглядеть институцией, зацикленной на сугубо национальной проблематике.
Для здешних музейщиков «испанское» обязательно подразумевает причастность к «мировому». С похожей кураторской установкой мы могли познакомиться недавно на выставке «Испанское искусство XXI века», проходившей также в ММСИ. Там, правда, международный контекст лишь имелся в виду как нечто виртуальное, его надо было домысливать самостоятельно. На сей раз он преподнесен весомо, грубо, зримо. Но, как уже говорилось выше, из-за того что история современного искусства представлена в IVAM несколько эпизодически, закономерность такого подхода не слишком подчеркнута. Вроде бы да, испанцы интегрированы в мировую изобразительную культуру ХХ века, особенно если говорить о его начале и конце. Однако эта уверенность держится скорее на ощущениях, нежели на строгих экспозиционных доказательствах. Впрочем, незачем требовать от гастрольного жанра тех свойств, которые ему не присущи. Созерцание хитов в таких случаях искупает недостаточную обдуманность проекта.
Опубликовано на http://mykulturestyle.blogspot.com