Хуан Кампаланс: в случае Дали вероятность сюрпризов чрезвычайно мала
Хуан Мануэль Севильяно Кампаланс, управляющий директор основанного художником фонда "Гала Сальвадор Дали", предоставившего работы для проходящей с огромным успехом выставки Дали в ГМИИ им. Пушкина, рассказал РИА Новости, как они распознают подделки одного из самых подделываемых художников, что коллекция музея Санкт-Петербурга во Флориде на втором месте по собранию Дали, и кто больше всего в мире любит творчество художника. Беседовала Светлана Янкина.
- Вы уже 12 лет управляете фондом, расскажите. Как он работает и зарабатывает?
- Фонд - полностью частный, он не финансируется государством. В такой ситуации организационная сторона вопроса очень важна. Основной доход поступает от музеев - их в фонде три (Театр-музей в Фигерасе, дом Дали в Порт Лигат и замок Галы Дали в Пьюболе), а посещают их более миллиона зрителей в год. Это очень стабильный и надежный источник поступления средств. Кстати, русские очень любят Театр-музей - они занимают третье место по посещаемости после французов и испанцев. Несколько лет назад это было 95% и даже более от нашего общего бюджета, сейчас эта доля равняется примерно 60%, потому что мы придумали другие способы заработка.
- И что это за способы?
- У нас существует программа управления и собственного развития, рассчитанная на несколько лет, так что мы имеем диверсифицированные источники дохода. Главным образом, это управление авторскими правами на произведения Дали, правами на торговые марки и издательскими правами. Кроме того, у нас есть несколько весьма успешных музейных магазинов. Так что каждый год нам удается создать финансовые запасы, которые мы инвестируем в развитие фонда.
- На что преимущественно тратятся заработанные средства?
- Мы постоянно пополняем собрание фонда (сейчас он насчитывает порядка четырех тысяч единиц хранения, в том числе гравюры, инсталляции, скульптуры, ювелирные изделия) и за последние 15 лет мы потратили порядка 80 миллионов евро, покупая его произведения. Также мы проводим исследовательские работы, судебную защиту наследия Дали и во все это мы можем вкладывать собственные средства, без привлечения госбюджета.
- Кроме всего прочего, ваш фонд занимается экспертизой произведений Дали, какому ее аспекту отдается наибольшее предпочтение?
- Это зависит от конкретного произведения - ключевые элементы могут быть различными для подтверждения его подлинности, и мы работаем над атрибуцией группой из 6-7 экспертов. Среди них есть те, кто, например, разбирается в контексте, другой реставрировал произведения Дали, юристы проверяют провенанс. Когда вы платите миллионы долларов, то должны быть уверены в том, что произведение смотрели лучшие специалисты и подтвердили его подлинность, оценив все возможные варианты. Такой вот структурированный научный подход с четким соблюдением последовательности действий - повсеместный тренд. Сейчас во всем мире идет тенденция отхода от заключения, которое дает эксперт с мировым именем, в пользу коллегиального подхода к экспертной оценке. Думаю, так все и будет развиваться в дальнейшем.
- Сколько человек в год к вам обращаются за экспертизой?
- Мы получаем порядка 200 запросов в год - как правило, они поступают на не атрибутированные произведения. Число обращений постепенно увеличивается, поскольку мы работаем над тем, чтобы о нас знали как можно больше людей. Наш фундаментальный принцип - мы никогда не делаем экспертизу по фотографии, как некоторые. Произведение надо привозить к нам и вы можете начать процесс только тогда, когда перед глазами есть подлинные работы Дали для сравнительного анализа.
- У вас были неожиданные открытия? Когда под стиральной машиной находили неизвестное произведение?
- Я не думаю, что возможны крупные открытия. За то время, что мы собираем Дали для фонда, были найдены несколько неизвестных его работ. Одна, например, находилась в частном собрании во Франции, и владелец приобрел его у самого художника. Понимаете, Дали был не так творчески плодовит, как, например, Пикассо. За всю жизнь он написал полторы тысячи картин, в отличие от Пикассо, который создал порядка восьми тысяч полотен. И сейчас мы готовим большой каталог-резоне, куда войдут все живописные произведения Дали, где можно будет увидеть абсолютно все. Никто не застрахован от сюрпризов, но в случае с Дали их вероятность чрезвычайно мала.
- Если не так много работ, то где хранится больше всего?
- У фонда самый большой корпус его живописных произведений, порядка 500. В музее Дали в Санкт-Петербурге, штат Флорида, находится 80 его картин высочайшего качества, в Центре искусств королевы Софии в Мадриде 40-60 полотен, в Музее Бойманса-ван Бенингена в Роттердаме неплохая коллекция. Если говорить в целом, то практически все картины Дали находятся в музейных собраниях, так что на рынке они появляются чрезвычайно редко. И когда это происходит, мы стараемся приобрести их для своей коллекции.
- Какой Дали наиболее ценится на рынках?
- С точки зрения стоимости работ, сейчас наиболее ценится, конечно, его сюрреалистический период. Но мы видим динамику стоимости его произведений потому что нынешнее поколение открывает его поздние работы, с 1970-х годов и дальше, в них есть предчувствие актуального искусства. Но, в конечном счете, я не думаю, что это зафиксируется - каждое поколение будет находить что-то свое и соответственно, будут меняться предпочтения, а вместе с ними и стоимость.
- Дали вместе с тем один из самых подделываемых художников, как вы с этим боретесь?
- У нас есть специальная программа, реализуя которую мы сотрудничаем с Интерполом, ФБР и международной полицией. Фальсифицировать живопись Дали очень сложно и у нас проблем с этим не больше, чем с любым другим художником. Проблемы возникают тогда, когда речь идет о серийных работах. Например, должно быть напечатано двести изображений, а их - уже за тысячу. Покупая такое произведение, люди переплачивают. А постер должен стоить как постер, а не изображение с ограниченным тиражом.
Оригинальная статья: http://mykulturestyle.blogspot.com/2011/09/huan-kampalans-v-sluchae-dali.html