Ярмарка современное искусство
В Риме в третий раз прошла ярмарка Roma — The Road to Contemporary Art ("Рим — дорога к современному искусству"), удачно совпавшая с открытием двух новых музеев современного искусства: MAXXI и MACRO.
Фото: Национальный музей искусства MAXXI в Риме
За современное искусство в Риме всерьез взялись в конце 1990-х, когда вдали от туристического центра — за Аврелиевыми стенами — было решено выстроить сразу два музея, муниципальный и национальный. Оба архитектурных конкурса выиграли дамы: француженке Одиль Дек доверили городской MACRO, британке Захе Хадид — всеитальянский MAXXI. Стройки наконец закончены: музеи Захи Хадид и Одиль Дек открылись для публики в самый разгар ярмарки Roma. И теперь кажется, что сама эта ярмарка-фестиваль была запущена три года назад известным арт-менеджером Роберто Казираги, основателем туринской Artissima, с расчетом на то, чтобы пополнять новые музеи.
Неслучайно в этом году Roma, постоянного адреса не имеющая, разместилась в филиале MACRO — MACRO Future, открытом в середине 2000-х в двух цехах старинной скотобойни в районе Тестаччо, которую полным ходом реконструируют под культурные нужды. Любоваться неформатными объектами и инсталляциями, выделенными, как и на "Арт-Базеле", в особый раздел Fuori misura и вынесенными во двор, можно было прямо в стойлах, но никакое искусство не могло сравниться с адским конвейером с крюками для подвески туш и бассейнами для стока крови, который сохранили при реставрации в разделочном цехе. Некоммерческая программа Roma — совсем как у больших братьев вроде Frieze: лекции, экскурсии, дискуссии, саунд-перформансы и видеопоказы. Вот только состав участников от Frieze, увы, пока отличается: среди 67 галерей преобладают итальянские. Влиятельных иностранцев почти нет, исключение — империя Haunch of Venison с отделениями в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине и Цюрихе, которая предлагала исключительно работы Билла Виоллы: видео "Преображение" из проекта для прошлой Венецианской биеннале ($230 тыс.) и рисунки-эскизы к нему ($7,5 тыс.). Ввиду численного перевеса галеристов-итальянцев итальянское искусство на Roma главенствует, оно же — и самое дорогое.
Туринская Mazzoleni Galleria d'Arte, специализирующаяся на итальянском модернизме, продавала абстракцию Альберто Бурри за €1,7 млн, поздних "Беспокойных муз" Джорджо де Кирико за €1,1 млн, а цены на "пространственные концепции" Лючио Фонтаны колебались в пределах €220-620 тыс. В прошлом Roma славилась дешевизной — отныне об этом можно забыть. Римский музейный бум окрылил галеристов, которые рады были щегольнуть теми художниками, что представлены теперь в MAXXI и MACRO. Так, сразу несколько стендов украшали объекты, живопись, графика (€70 тыс. за небольшой рисуночек, миланская галерея Toselli) и видео (€120 тыс. за запись перформансов, нью-йоркская Sperone Westwater) замечательного, но мало известного за пределами Италии концептуалиста Джино де Доминичиса, большой ретроспективой которого открылся MAXXI. За фирменные "зеркала" живого классика Микеланджело Пистолетто пришлось бы выложить по €200 тыс. (римская Oredaria Arti Contemporanee), за железяки другого живого классика Янниса Кунеллиса — столько же (бергамская Fumagalli). Тут уж язык не повернется перевести arte povera как "бедное искусство". Модная молодежь от классиков не отстает: за "Бьянку Джаггер в роли Анны Маньяни" со слезинкой, собственноручно вышитой Франческо Веццоли на фотопортрете светской львицы, туринская галерея Franco Noero просила €60 тыс.
Зато поздние фотографии Энди Уорхола, в которых отец поп-арта исследовал феномен серийности в природе, снимая тиражные предметы, можно было купить по дешевке: €10 тыс. за уникальный, существующий в единственном экземпляре отпечаток. Судя по ассортименту Roma, фотография в Италии — на одном из первых по популярности, после декоративно-дизайнерского концептуализма, мест. Здесь можно было бы составить неплохую коллекцию: садомазохистские ню Нобуеси Араки (по €1 тыс.), некрофильские ню Джоэля-Питера Уиткина (по €6 тыс.), исламский феминизм Ширин Нешат (€20-60 тыс.), картинные репортажи Мартина Парра (€3,1-7,8 тыс.), непременные дюссельдорфцы (Кандида Хефер — €30 тыс., Эльгер Эссер — €22 тыс.) и гигантские сцены с Майклом Джексоном в образе Христа работы Дэвида Ляшапеля ($160 тыс.).
Русских галеристов на Roma нет, но русские художники попадаются. Одна из самых известных галерей Италии — Continua — продавала фарфоровую статуэтку "Пианист и муза" Ильи Кабакова из проекта про Шарля Розенталя (€80 тыс.). Римская Valentina Moncada предлагала решетку по мотивам рембрандтовского "Похищения Ганимеда" Дмитрия Гутова (€60 тыс.), а туринская Marco Noire Contemporary Art — фотографию из цикла "Последнее восстание" группы "АЕС+Ф" (€35 тыс.). Впрочем, русский след этим не ограничивается. Туринский скульптор Фабио Виале, мастер обманок из мрамора, прошлым летом приезжал в Петербург, чтобы спустить на невскую воду мраморную лодку (галерея Sperone Westwater выставила ее в секции Fuori misura). И вернулся из Северной Венеции духовно обогащенным: туринская Gagliardi Art System продавала виалевские мраморные торсы и руки в русских народных тюремных татуировках (€30 тыс.).
Параллельно с ярмаркой Roma всегда устраивается фестиваль современного искусства, в этом году тоже отличившийся большим размахом. Главные его проекты расположились в старинном госпитале Санто-Спирито. Во-первых, третья выставка в цикле "То, чего вы никогда не видели" легендарного куратора Акилле Бонито Оливы: никогда не выставлявшееся ранее современное искусство из частных собраний Италии. Во-вторых, выставка "Академия академий" из довольно беспомощных работ художников разных стран, которые удостоились своих национальных "римских премий" в последние годы. Ну а выяснить, в каких райских условиях создаются все эти глупости, можно на фестивале Accademie in Festa: в девяти иностранных академиях Рима, где обычно проживают счастливчики — римские стипендиаты, проходят выставки, позволяющие проникнуть в заповедные залы какого-нибудь Института Швейцарии на вилле Мараини.
Дадут ли Roma, MAXXI и MACRO синергетический эффект, который превратит Рим в столицу современного искусства в Италии, покажет время. Пока самые длинные очереди стоят не сюда, а на ретроспективу Караваджо. Однако то, что современное искусство — лучший способ привлечь зрителя, стали понимать даже в таких вроде бы не нуждающихся в рекламе местах, как музей Траяновых рынков. Здесь — прямо среди обломков порфировых чаш и мраморных торсов — открыта выставка римских фотографий Уильяма Кляйна, приехавшего в Италию в 1956-м работать ассистентом у Федерико Феллини. Видимо, по такому рецепту вскоре заработают все римские музеи.