Три этажа новейшей истории искусства
Внушительная частная коллекция современного российского искусства стала доступна для всеобщего обозрения. В Питере на Васильевском острове открылось новое
Пока в Москве за прошедшее десятилетие как грибы после дождя возникали музеи современного искусства, обрастая филиалами, дополнительными выставочными площадями и галереями, в Питере до поры было относительно тихо. Что, в общем, странно — город традиционно был центром притяжения художественной элиты. Галерейное движение по интенсивности и частоте проявлений тоже в разы отстает от московского. Художественный рынок, почти сформировавшийся в столице, в Питере слаб. Вот почему объявление о том, что на «Ваське» — Васильевском острове, на 6−й линии, в доходном доме постройки ХIХ века открывается новый частный музей современного искусства, вызвало форменный ажиотаж в заинтересованных кругах.
Новое искусство – в массы
Строго говоря, открывшийся музей по документам таковым не является. Он не зарегистрирован в соответствующем реестре российских музеев. Но это и не галерея. Новое художественное собрание не будет заниматься коммерческой деятельностью, продажей работ – тем, чем обычно занимаются галереи. Здесь будут поддерживать постоянную экспозицию, проводить персональные и групповые выставки, выпускать буклеты и всячески пропагандировать новое искусство.Владелец коллекции бизнесмен Аслан Чехоев по образованию – медик, хирург. Начиная с конца 80−х работал на высоких постах в крупных энергетических компаниях. Собирал и отбирал работы сам, ходил по галереям, покупал картины на аукционах. И в какой-то момент, видимо, почувствовал потребность выставить коллекцию на всеобщее обозрение, открыть, так сказать, народу. Чехоев купил добротный дом старой постройки в самом выигрышном месте, у метро «Василеостровская», в начале зеленой пешеходной зоны. Расселил, отреставрировал, сделал на втором этаже кафе, на последнем – офис. А три этажа отвел под картины, наладив там вентиляцию, «акцентное» освещение и правильную температуру.
Никто не забыт
Коллекция выглядит на удивление цельной и логичной. Такую коллекцию, безусловно, стоило показать. Хотя бы для того, чтобы лишний раз можно было проследить, какими путями шло отечественное искусство последние полвека.Работ относительно немного – чуть более ста, но подобраны они как цветок к цветку в букете. На трех этажах собраны работы тех, кто ныне определяет вектор художественной мысли: Аня Желудь, Айдан Салахова, Керим Рагимов. И тех, кто уже стал классиком нонконформистского искусства, — скажем, Виталий Комар и Александр Меламид или Григорий Брускин, одним из первых пробившийся на аукционы Sotby`s и Christy.Разумеется, есть в коллекции и веселенькая аппликация Тимура Новикова под названием «Восход», и автопортреты Владислава Мамышева-Монро в образах Наполеона и Мэрилин Монро.А начиналось собирательство 20 лет назад с покупки полотна Евгения Михайлова-Войтенко. Сейчас у Чехоева подобралась неплохая монографическая коллекция его работ. Всего же в собрании представлены 73 художника. Имена все знакомые: Кропивницкий, Немухин, Рабин, Краснопевцев, Янкилевский, Пивоваров, Шварцман, Целков, Яковлев, Зверев… Из нынешних — Кулик, Осмоловский, Ротарь, Гутов, Беляев-Гинтовт, Майофис, Дубоссарский с Виноградовым. Броские глянцевые картины «большого стиля» группы АЕС+Ф, пожалуй, одного из самых коммерчески успешных творческих объединений. Психоделический реализм Павла Пепперштейна, гиперреализм Рауфа Мамедова, концептуалисты, «новые художники» — всем нашлось место. Есть здесь и Валерий Кошляков с его раздумчиво-пастельными «Греческими руинами», и скандальные картинки Олега Кулика на «собачьи» темы. Не забыт и Анатолий Зверев, чей «Дон Кихот» все еще поражает страстным бунтарством, непокорством, несгибаемостью.Проходя по выставке и вглядываясь в даты, невольно задумываешься, сколько же художников, талантливых, буйных, сильно пьющих, погибло, не пережив 90−е… Теперь они канонизированы, систематизированы, занесены в каталоги, скоро уж хрестоматии начнут выпускать по истории российского искусства второй половины ХХ века. Кстати, именно этой деятельностью собирается заняться новый музей: систематизировать, анализировать, выпускать каталоги, посвященные художникам, чтобы «отразить весь их жизненный путь», как заявил на пресс-конференции основатель музея Аслан Чехоев.
Музейное оживление
Первым на пресс-конференции взял слово Антон Губанков, председатель комитета по культуре. Он заявил, что следующий год в Питере может считаться Годом музеев — по количеству открытий новых и возрождению старых музейных пространств. Упомянул, что буквально на днях на самой оконечности Васильевского острова уже открылся один музей современного искусства – «Эрарто». Что очень скоро появятся новые «креативно-художественные пространства»: на Лиговке активно работает лофт-проект «Этажи», а через несколько лет, опять же на «Ваське», в помещении старой швейной фабрики создадут еще один то ли музей, то ли выставочный зал «Ткачи». Планируют делать выставочные пространства в старинном Апраксином дворе, в котором скоро начнут реконструкцию; в реставрируемой Новой Голландии, в Охта-центре. Если же вспомнить, что в Эрмитаже уже несколько лет трудятся над созданием концепции музея современного искусства – проект называется «20\21» — то ясно, что через пару-тройку лет Питер по числу музеев современного искусства если не перегонит, то точно догонит Москву.
Гюляра Садых-заде (опубликовано на Infox.ru)