Эксперт считает картину, проданную Вексельбергу, хорошей компиляцией
Подделка под Бориса Кустодиева под названием "Обнаженная в интерьере", проданная на аукционе Christie`s за 2,9 миллиона долларов в 2005 году, является хорошей компиляцией, объяснил РИА Новости в понедельник эксперт по живописи, искусствовед Владимир Петров, дававший свое заключение на это произведение уже после того, как оно в последний раз сменило владельца.
По сообщениям СМИ, полотно приобрел предприниматель Виктор Вексельберг, и в настоящее время лондонский Высокий суд рассматривает иск к аукционному дому, с которого требуют вернуть деньги за подделку.
"Она достаточно хорошо сделана, эта подделка. Когда я увидел ее в каталоге Christie`s, то даже внимания не обратил - Кустодиев и Кустодиев", - рассказал эксперт.
Он отметил, что и при простом визуальном осмотре подделку определить было нельзя. "Только когда начали смотреть под микроскопом на уровне фактуры и ритмики, нерва вещи, случилась неожиданность", - сказал Петров.
В заключении, который он выдан на картину в 2006 году, говорится: "При очевидном общем сходстве композиции...рисунок, особенности пространственного и цветового построения, фактура (ритмика и кинетика) мазков отличаются от эталонных, обнаруживая более примитивный, лишенный кустодиевского артистизма характер".
По его словам, дальнейшая работа только подтвердила первоначальную догадку, которая неприятно удивила и эксперта, и владельца картины.
"Потом была сверка с известными рисунками и живописными вещами Кустодиева, и это показалось хорошей компиляцией, когда все детали из рисунков и живописи сложены, но чистоты и драгоценности живописной, когда смотришь ритм, как кладутся, например, туфельки, коврики, в этой работе уже нет", - рассказал эксперт.
"Например, вы берете два пейзажа Поленова, накладываете изображения друг на друга и появляется новый "Поленов" с характерными чертами", - объяснил Петров смысл компиляции в живописи.
"Время появления "Обнаженной в интерьере" установить сложно, но это не свежая вещь - примерно 1920-1950-е годы", - отметил эксперт. Петров предполагает, что картина могла быть создана эмигрантами, покинувшими Россию после революции 1917 года. "Насколько мне известно, как раз после гражданской войны, в эмиграции, такими вещами занимались", - сказал он. По его словам, несколько лет назад в запасниках пражских музеев ему показывали вещи подобного рода.
Сведения о картине "Обнаженная в интерьере" появились в 5-м томе издаваемого Росохранкультурой каталога "Внимание: возможно, подделка!". Помимо изображения, в каталог включили информацию о картине - в частности, издатели напомнили, что полотно уже продавалось на Christie`s в 1989 году и тогда тоже фигурировало в каталогах под авторством Кустодиева. Тогда никаких вопросов о подлинности не возникло. как Кустодиев. Тогда никаких претензий к ее подлинности не возникло. В издании фигурируют и экспертных заключений по картине, сделанных Петровым, Всероссийским научно-реставрационным центром им. Грабаря и Русским музеем - все они опровергают авторство Кустодиева.